Спектакль начинается с протяжённой паузы, во время которой успеваешь разглядеть всех героев, находящихся на сцене, и догадаться – кто из них есть кто. Светлый матерчатый задник представляет собой оммаж «Гамлету» Любимова-Боровского-Высоцкого – перевёрнутый крест с таганского задника-стены, перечёркнутый большим иксом, указывающим, что это будет совсем другой «Гамлет». Общее с шекспировской историей здесь лишь одно – исходное событие, случившее до начала пьесы, убийство отца Гамлета и незаконный захват трона Клавдием. Весь остальной событийный ряд тут другой. Здесь не нужно устраивать никакой «мышеловки», чтоб удостовериться в вине злодея, здесь всё ранее случившееся всем известно – кто и как убил, исполнитель – Полоний, замысел и концепция – Клавдий и Гертруда. Здесь из груди Полония весь спектакль торчит рукоятка кинжала, когда кто-нибудь трогает или случайно задевает её, тот морщится от боли, воткнутый в него кинжал – это символический знак свершённого им преступления и одновременно – отметина неизбежной мести.
Режиссёрский ход, с помощью которого построен спектакль – как бы двойное существование персонажей, сосуществование в них человека и символа, такие на них символические костюмы, так устроены мизансцены, так организован звуковой ряд, так подаётся стихотворный классицистский текст, что в каждом из четырёх главных героев зритель видит и живого человека с его страстями-идеями-поступками и со сбивчивым воспалённым дыханием, и одновременно – символическую фигуру убийцы-злодея, у каждого из которых свой кипящий ад внутри. Диапазон этого внутреннего ада широк, тут и мучительно раскаивающаяся и раскаявшаяся злодейка – «разверсты пропасти, и ад меня пожрёт», тут и злодей упёртый, но страшащийся этого своего ада – «и этот ад теперь всегда со мною?», тут и злодей без границ, вырастающий в настоящего упыря, тут и злодей потенциальный, в котором пока лишь дух смутился, его внутренний ад – это ад выбора: убить или не убить, финал – открытый, спектакль заканчивается тем же его вопросом к самому себе, которым он открывался – «Что делать мне теперь?», впускать ли внутрь себя ещё и ад злодейства или нет? Почему-то хочется, чтоб он этого не делал.

Автор Жан https://jeanix.livejournal.com/298428.html

Ад внутри «Гамлет (Сумарокова)»

Добавить комментарий